Различия между традиционным и городским шаманизмом.

Я не вижу никакого смысла в противостоянии со стороны традиционного (сельского, будем называть вещи своими именами) шаманизма городскому; именно так, потому что городские шаманы относятся к сельским, в большинстве своем, весьма спокойно. У них абсолютно разные задачи, и различий больше, чем сходства. Схожи, пожалуй, только целительские практики.


Городскому шаману не нужно: искать потерявшийся в тайге либо степи скот, находить новые пастбища, оберегаться от диких зверей, регулировать погоду, выполнять сезонные ритуалы, и в заказчиках у него, по большей части, не соседи и родственники, а вполне себе прежде незнакомые люди.


Сельскому же шаману нет никакой необходимости разбираться с детскими и родовыми травмами, собирать по всем временам жизни пациента разрозненные осколки души, разбираться в хитросплетении духовных оболочек города, налаживать отношения с домовыми бесчисленных квартир, учреждений, мест работы и учебы. Короче говоря, их ареалы отличаются столь же разительно, как и образ жизни.


Поэтому совершенно очевидно, что городской шаман может равняться с сельским на его территории только после соответствующего (и не всегда возможного) перепрофилирования. Обратное, для сельского шамана, также верно. И тот, и другой переход вполне реален, и, хотя и редко, но встречается.


Исходя из этого, можно обозначить два принципиальных отличия.


Первое отличие - образовательное. В расслоенном городском обществе шаману приходится находить общий язык с людьми с разным материальным достатком, образованием, культурным уровнем, религиозными убеждениями. В силу этого, видимо, городские шаманы не столь категоричны в оценках чего-либо, потому что всякое видели, и уразумели, что всякое бывает.


Если же рассматривать энергетический аспект, то второе, и главное отличие между традиционным, сельским шаманизмом и городским - в напряженности. Сельский шаманизм вещь вполне себе необходимая для выживания в суровых природных условиях, и потому, в абсолютном выражении, изрядно более мускулист и энергичен.


Практический городской шаманизм занимает свое законное место рядом с расстановками, холотропом, магическим театром, и опирается не столько на силу, сколько на умение находить неожиданные решения. Распространен он не широко - потому что индивидуален, личностен, требует большой перестройки сознания, непрост в освоении, не подразумевает красочного ритуала.


Уже некоторое время как шаманизм уверенно разделился на два течения, между собой не связанные: развлекательный и практический. Очевидно, что все вышесказанное относится именно к практическому шаманизму.


Развлекательный ничем не отличается от любых других развлекательных магических действий при большом стечении народа, вроде крестного хода или сжигания Масленицы. Некоторая результативность, однако, есть и у него, по причине сложения личной силы участвующих в ритуале - кому-нибудь, что-нибудь, да достается. Очень широко распространен, всегда на виду, и заслуженно вызывает сомнение у людей, занимающихся конкретным шаманским трудом. Справедливости ради, стоит заметить, что далеко не все люди из разных концов нашей необъятной, громко стучащие в бубен на московских, к примеру, площадках, очень уж сильно отличаются от московских же этнографических или развлекательных шаманов.

 
Все права защищены. © 2009 Копирование материалов разрешено с обязательным указанием источника. «Городские шаманские сказки» www.shamanstales.ru